Село Керчомъя. Название села – «Керчомъя» имеет двоякую трактовку. Некоторые полагают, что в его имени запечатлен «багульник», по-коми «керч». Но большинство исследователей считают, что название села состоит из двух частей – «кер» и «чом», что переводится как «бревенчатая избушка». Возможно, из одинокого домика, окруженного лесом, где по весне белыми пушистыми цветами расцветал багульник, и разрослось село, к концу XIX века став в Коми крае одним из самых многолюдных, богатых, как бы назвали сегодня, самодостаточных селений. Количество домов здесь приближалось к тысяче, около пяти тысяч человек составляло население, село растянулось аж на восемь километров. Про Керчомъю говорили: кержацкое село. Под кержаками подразумевали староверов. Больше всего приверженцев старой, дониконской веры среди коми проживало на Удоре и по Печоре. Были они также в Прилузье, а по Вычегде староверие укоренилось лишь в Керчомъе да в соседней с ней Воче.
Хранительницей памяти самобытного коми села стала вчерашняя горожанка Нина Самарина. Интересный материал о ней и наследии Керчомъи можно прочитать в статье на сайте BezFormata
Имя художника-абстракциониста Василия Кандинского сегодня хорошо известно во всем мире. Но мало кто знает, что одним из источников вдохновения для его необычного творчества стало путешествие в Коми край. В далекий уголок Российской империи будущий художник, а тогда еще студент-юрист Московского университета, приехал в 1889 году. Основной целью его поездки являлся сбор этнографического материала по культуре коми-зырян. Самой дальней географической точкой в зырянской глубинке для Кандинского стали верхневычегодские села Усть-Кулом и Керчомъя. Путь-дорога художника через северную тайгу вполне может стать новым интересным маршрутом для развития внутреннего туризма в республике.